МУФТЫ
|
Муфты могут управлять работой механизма или машины, включая и выключая исполнительный механизм при работающем двигателе. Для облегчения монтажа муфт их, как правило, изготавливают разъемными, состоящими как минимум из двух частей - полумуфт. Основной нагрузкой для муфт является вращающий момент. В связи с этим их нагрузочную способность принято оценивать допустимым вращающим моментом, значение которого вместе с размерами, массой и другими параметрами указывают в паспорте муфт. Большинство муфт стандартизованы и нормализованы. Муфты подбирают по ГОСТу или ведомственным нормалям в соответствии с диаметрами соединяемых валов и передаваемым вращающим моментом. Муфты разнообразны по конструкции. Выбор типа муфт производят в соответствии с конструктивными особенностями и требованиями, предъявляемыми к приводу в целом. Муфты изготавливают двух типов: с цилиндрическими и коническими отверстиями под концы соединяемых валов. Муфты должны обладать определенной компенсирующей способностью, т.к. невозможно установить валы без осевого и углового смещения. Иначе детали муфт, валы и подшипники окажутся под воздействием неблагоприятных нагрузок.
Более широкое распространение получили муфты, разъемные в плоскости перпендикулярной валам, так называемые поперечносвертные муфты. Такие муфты состоят из двух полумуфт стягиваемых между собой болтами, которые могут устанавливаться без зазора и с зазором. В первом случае вращающий момент передается от одной полумуфте к другой через эти болты, работающие на срез и смятие.. Во втором случае - посредством сил трения между полумуфтами, иногда, дополнительно устанавливают штифты, через которые и передается вращающий момент, а болты только соединяют полумуфты между собой. Полумуфты изготавливают из стали 40, стального литья 35Л, чугунного литья СЧ21, СЧ30. Жесткие муфты просты по конструкции, передают большие вращающие моменты широко распространены в машиностроении. Расчет жестких муфт заключается в проверке на прочность их болтов, шпонок и штифтов. Упругие муфты применяют для компенсации динамических нагрузок передаваемых валами. Такие муфты позволяют компенсировать неточность взаимного расположения валов. Основной характеристикой упругой муфты является ее жесткость. Конструкции упругих муфт разнообразны. Упругие элементы бывают как металлические, так и неметаллические. Основной материал неметаллических упругих элементов - резина. Резина эластична, обладает демпфирующей и электроизоляционной способностями. В машиностроении применяются упругие муфты, в которых резиновый упругий элемент работает на сдвиг и кручение, к ним относятся муфты с упругими оболочками, например муфта с торообразной оболочкой, которая состоит из двух полумуфт, упругой оболочки, напоминающей автомобильную шину и двух шайб, прижимающих эту оболочку к полумуфтам. Такие муфты способны компенсировать значительные неточности установки валов, легки в сборке-разборке и замене упругого элемента. По экономическим и технологическим соображениям машины обычно выполняют из отдельных узлов (агрегатов), которые соединяют муфтами. Однако точная установка валов таких агрегатов невозможна из-за: ошибок изготовления и монтажа; установки агрегатов на деформируемом (нежестком) основании; расцентровки валов в результате тепловых деформаций корпусов агрегатов при их работе, а также из-за упругих деформаций валов под нагрузкой.
Одной из компенсирующих муфт является
крестовая муфта, известная также под
названием муфты Ольдгейма. Она
предназначена для соединения валов имеющих
радиальное В качестве компенсационных муфт используются также зубчатые, цепные, шарнирные и мембранные муфты. |
Главная |